Храм Троицы Живоначальной  с. Лубонос Шиловского района Рязанской обл.

Храм с.  Лубонос.  Реконструкция

 

Ноябрь 2017

Лубонос – село в составе Занино-Починковского сельского поселения.

Первое упоминание о Лубоносе мы находим в списке с писцовых книг П. Воейкова 7135 года от сотворения мира (а от рождества Христова – 1627 года): «В Касимовском уезде  в Борисоглебском стану за Касимовским царевичем Сеит-Бурханом село Ерахтур… А по сказке села Ерахтура и села Мыщца и деревень земских старост Васки Космина да Агейки Игнатьева и всех крестьян, с того села Ерахтура и с деревни Шишкиной, апричь села Мышцы и иных деревень, платили царю Араслану верхового медвеного оброку по пятнадцати пуд на год, а ныне сыну ево Касимовскому царевичу Сеит-Бурхану верхового медвеного оброку платят тож. А округ тому бортному ухожью села Ерахтура и села Мышца с деревнями: по враг по Липовку да по Ексу, а с Ексы да по черному лесу и позадь Ташенки, Крутых врашков по Цареву поляну да в острый ельник по Лубоносу по речку…»

Но откуда все-таки такое странное слово «Лубонос»? А вот откуда. Можно считать доказанным присутствие балтов в бассейне Оки. Как балтийскую, например, принято определять мощинскую культуру верхней Оки (до Упы) (4-7 века н.э.), которая находится в определенных связях с зарубинецкой культурой западнобалтийского типа Поднестровья и Припятского Полесья. Балтийским традиционно считается и летописное племя голядь (12 век), населявшее междуречье Протвы и Москвы в Подмосковье. Голядь связана с мощинцами отношениями преемственности. Всеми исследователями признаются и тесные контакты и взаимопроникновения славянской и балтийской культур в междуречье Оки и Москвы на протяжении 8-12 веков.

Так вот, много есть топонимов (названий мест) на –ас, -ес, -ос,-ус, которые обычно считают финскими, но многие из них можно отнести к балтизмам. Типы на –ас, -ус, характеризующие собой балтийские слова мужского рода, передавались соответствующими мужскими образованиями на славянской почве (-Ъ, а после его исчезновения –О). И Лубонос мы можем отнести сюда же, соответственно.

с. Лубонос

с. Лубонос

Скорее всего, эти типы попали в русскую топонимическую систему не прямо из балтийской, поскольку на данной территории славяне и балты едва ли контактировали, а при посредстве финской системы, куда попали во время балто-финских контактов до заселения Рязанского Поочья славянами. Вероятно, к этому времени балты либо были ассимилированы финским населением, либо мигрировали на запад. Такое посредство подтверждается еще и тем, что ареал названных балтийских гидронимов совпадает с финским ареалом. Кроме того, и те и другие топонимы практически не встречаются в междуречье Прони и Осетра.

Наибольшая концентрация балтийских названий наблюдается в междуречье Рановы и нижней Прони и Пары, а также вдоль русла Оки от устья Прони до устья Гуся.

Интересно, что о продвинутости восточной границы расселения балтов свидетельствуют явные балтийские заимствования в волжско-финских языках. Можно отметить марийское могыр- «спина», удмуртское мугор- «тело» и лытышское mugara- «спина». Эрзянский (мордовский) бог-громовник Пурьгине-пас и литовский Perkunas. Самое интересное, что наш лубоносский миндюк (рыбка оголец?) известен в других местах Рязани как минтюк, а у эрьзи – ментюк-налим и в литовском mentus-налим.

Селение Лубонос известно с середины 16 в., но в писцовых книгах за 1628-1629 г.г. оно значится уже как «пустошь, что была деревней». Впоследствии деревня была возобновлена, и в 1676 г. в Лубоносе уже насчитывалось 33 крестьянских двора; а в 1685 здесь был построен и освящен деревянный Храм Живоначальной Троицы, и деревня стала селом.

ajoludfdbay

wo9dflmisry

Эта первая Троицкая церковь в селе Лубонос, как видно из челобитья попа Герасима Григорьева, в марте 1754 ночью сгорела со всей утварью.

В 1756 на том же месте была построена в селе новая деревянная Троицкая церковь, остатки которой существуют до сих пор. В 1837 Троицкий храм в селе Лубонос был перестроен и значительно расширен, а в 1875 в нем был устроен новый иконостас.

По данным Н. Добролюбова в конце XIX в. в приходе Троицкой церкви, состоящем из одного села Лубонос числилось 154 двора, в коих проживало 612 душ мужского и 665 душ женского пола (грамотных соответственно 124 и 69).

По штату 1873 г. в Троицком храме служили 1 священник и 1 псаломщик с окладом в 120 руб. Земли состояло под церковью и кладбищем 3 и пахотной 33 десятины, на каковую плана и межевой книги не имелось. С 1861 в селе работала церковно-приходская школа.

Здание церковно-приходской школы. Год постройки - 1861 г.

Здание церковно-приходской школы. Год постройки — 1861 г.

По статистическим сведениям конца XIX в.село Лубонос «расположено на горном каменистом месте у р. Лубонос, вымерзающей зимой, недалеко течет р. Мунор, никогда не пересыхающая. В селе есть своя школа, а из торговых заведений — винная лавка. Община государственных крестьян. Дети учатся бесплатно 7 месяцев в году в церковно-приходской школе своего села, которая содержится общиной.

Отец и сын. Крестьяне с. Лубонос. 1914 г.

Отец и сын. Крестьяне с. Лубонос. 1914 г.

Из общественных заведений есть дом, сторожка, пожарный сарай, хлебный магазин, школа и водяная мельница на р. Муноре. Община получает аренды с мельницы 60 руб. и за землю под кирпичным сараем 20 руб.

с. Лубонос. Карьер

с. Лубонос. Карьер

 

В 1874 г. пало 300 штук рогатого скота и 200 овец. В 1887 г. побило градом 100 десятин ржи и 300 десятин яровых хлебов; в том же году истреблено пожаром 6 дворов, в 1882 г. – 33 двора, в 1885 г. – 14 дворов».

Число дворов в селе Лубонос на 1 января 1905 г. — 225, число жителей — 1842.rkdausmvqfo

В марте 1907 ряд сел современного Шиловского района охватило антицерковное движение. Так крестьяне сел Лубоноса, Илебников, Борок требовали от священников уменьшить плату за требы.

После Октябрьской революции 1917 Троицкая церковь в селе Лубонос была закрыта.p1000455

В настоящее время усилиями прихода начато восстановление храма.xqdqqjpgcqs

p1000560

P1000554

P1000555P1000543img_8065img_8056