О ПРИХОДЕ

На данный момент в наш приход входят следующие храмы:
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Свинчус Шиловского района Рязанской обл.
Храм Троицы Живоначальной  с. Лубонос 
Шиловского района Рязанской обл.
Часовня Святой равноапостольной княгини Ольги с. Копаново Шиловского р-на Рязанской обл.

 

Историческая справка о приходе Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Свинчус Шиловского района Рязанской области и о селе Свинчус

Некоторые думают, что название села связано каким-то образом со свиньей. Это не так. Название Свинчус так же, как и многие другие топонимы нашего края, оставлены нам в наследство от прежде живших на нашей территории народов. Последним таким народом, до заселения края славянами-вятичами, была Мещера – племя, относящееся к финно-угорской группе языков. В исповедных книгах 1700 годов так и писалось: Свинчус Мещерский. Местное население Мещеру, по-видимому, отождествляло с Мордвой. Старики, по словам Соколова, говорили, знаем, что здесь жила Мордва, а куда и как она подевалась, неизвестно. Скорее всего, она была просто ассимилирована более развитым славянским населением. О их долголетнем мирном сосуществовании и свидетельствует хорошая сохранность топонимов. От них веет такой седой древностью: Свинчус, Мильчус, Увес, Салаур, Ерахтур, Лубонос, Ерхинка, Торта, Свинчурга, Ниверга, Сюкмар, Чинур, Лашма, Пекселы, Ока. Предполагают, что окончания –ур, -ус обозначают воду. К финно-угорским относятся также Мордва (а в ней еще Мокша, Шокша, Эрьзя), Мурома и другие живые и вымершие народы.

Свинчус, принимаемый за упоминаемый в Воскресенской летописи древний город Свинеск (Список городов рязанских домонгольского времени), в качестве села упоминается в Рязанских писцовых книгах 1629 года, где сказано: «За Семеном Федоровым, сыном Глебовым в поместье, что дано ему из государевых дворцовых сел, половина села Свинчуса, а в селе церковь Покрова Пречистые Богородицы да церковь Николы Чудотворца, древены, клетцки, а в церквах образы, и свечи и книги и ризы и колокола. Строение мирское — села Свинчуса крестьян; а у церкве на погосте: двор поп Ондрей, двор дьячек Савка Андреев…».

Позже упоминаемый Храм Покрова Пресвятой Богородицы сгорел, и в 1781 г. на этом месте была заново отстроена деревянная Покровская церковь с Христорождественским приделом. В 1863 г. трапеза при церкви значительно распространена, и 19 декабря того же года освящен теплый Христорождественский придел; в 1886 г. возобновлен был иконостас, а стены украшены живописью, на что употреблено было свыше 3000 рублей, из которых более 2000 пожертвованы С.-Петербургским купцом Киприаном Гавриловым Степановым.

Эта церковь сгорела в 1970-х годах. В настоящее время от нее осталась только часть нижнего каменного четверика колокольни в форме арки. Колокольня представляла собою редкое явление в храмовой архитектуре России. Подобных ей практически не сохранилось (как утверждает известный рязанский ученый Вагнер).

Существующий в настоящее время каменный Покровский храм был построен предположительно в 1912-1915 годах, а освящен (тоже предположительно) в 1916 году. Об этом мы узнаем из рапорта благочинного 4 Касимовского округа села Заниных Починок священника Григория Катинского преосвященнейшему Димитрию, Епископу Рязанскому и Зарайскому от 1 февраля 1916 года. Катинский сообщает, что в его округе строящихся церквей 4: в селах Копаново, Мышца, Шостье и Свинчус. Причем «… все строящиеся церкви, можно сказать, закончены постройкою самих зданий, но ни в одной из них нет вполне устроенного иконостаса; в селах – Свинчусе и Мышце ставятся иконостасы и есть надежда, что в первой половине текущего 1916 года эти церкви будут готовы к освящению…». В рапорте за 1912 г. сказано, что стены свинчусского храма доведены до сводов.

Сохранилось предание, что на освящение храма прибыли на пароходе по Оке приглашенные из Москвы архиереи. Была весна, Николин день, разлив реки подходил к храму. Пароход подошел к берегу, и архиереи шли по цветным коврам от реки до церкви. Свидетели этого торжества запомнили его на всю жизнь и любили рассказывать о нем детям и внукам. У храма сохранился огромный белокаменный надгробный камень на могиле священника Афанасия Васильева Фортинского. Он служил в храме с 1801 по 1849г.

Закрыт безбожными властями каменный Покровский храм был также в мае, в 1932 году. Об этом мы можем узнать из решения Президиума Мособлисполкома № 831 «Ходатайство Ерахтурского РИКа о закрытии Каменной церкви в с. Свинчус для использования под ссыпной пункт Межрайзаготзерно». Правда, существовавший тогда рядом теплый деревянный храм закрыт еще не был. Когда закрыли его – неизвестно, но тоже примерно в эти же годы.

Последним настоящим священником Храма Покрова Пресвятой Богородицы был Павел Григорьевич Соколов. Он родился в семье священника Христорождественской церкви села Свинчус 28 июля 1865 года. В Свинчусе он прослужил с 1892 до 1935 года, т.е. 43 года, заслужив глубокое уважение верующих односельчан. За отличную, усердную и полезную службу о. Павел был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой. За труды по всеобщей переписи удостоен темно-бронзовой медали в 1898 г., имел серебряную медаль в память царствования императора Александра III. Вместе с женой Марией Алексеевной варастили пятерых сыновей и дочь. Имели отличное хозяйство. Коровы у батюшки были самыми молочными в селе, а в саду батюшкином однажды осенью, пробираясь в темноте, чтобы тайком окрестить ребенка, заблудились односельчане. О. Павел любил трудиться: оденет, бывало, перчатки, чтобы не испортить рук для священнослужения, и сам за сохой идет в поле. Об этом говорили очевидцы. Господь удостоил батюшку мученического венца на 72 году жизни. Он был арестован, обвинен в активном участии в церковно-монархической повстанческо-террористической группе и, судя по документам, расстрелян в ночь на 10 декабря 1937 года. (Архивно-следственное дело № 10687). Правда, местные жители уверяли, что батюшка похоронен на местном кладбище и показывали его могилу. Дело о батюшке было передано в комиссию по канонизации, результат нам неизвестен.

Современная история храма

Возрождение прихода и храма началось летом 2001 года активной группой верующих мужчин. Официально приход зарегистрирован 5 декабря 2001 года. За эти годы была полностью восстановлена кровля на храме, восстановлен купол храма, местным «Кулибиным» — Арлашиным Борисом Григорьевичем безмездно изготовлен величественный крест и совместными усилиями верующих «мужиков» установлен на куполе. Это произошло в 2006 году. В храме остеклены окна, изготовлены и остеклены вторые оконные рамы, настелен пол в большей части храма. Приготовлена также известь для штукатурных работ летом 2009 года. В двух боковых приделах установлены иконостасы, но без икон. Северный придел храма оштукатурен, выбелен, имеет иконы, подсвечники, устроен клирос, снабженный всей необходимой Богослужебной литературой. В алтаре северного придела имеется вся необходимая богослужебная утварь. В приделе имеются иконы, сохранившиеся от дореволюционной поры. В храме устроены вторые деревянные двери у западного входа, деревянные двери в южных вратах, приготовлены, но не установлены деревянные двери в северные врата. Завершается газификация храма. В мае 2008 года, на память св. Кирилла и Мефодия, учителей словенских, произошло долгожданное великое событие: освящен престол во имя святителя Николая Чудотворца в северном приделе храма, была отслужена первая литургия. Освящение совершено благочинным 3-го Шиловского благочиния протоиереем Николаем в сослужении священников. С тех пор, примерно 1-2 раза в месяц совершались службы иеромонахом Иоасафом – временно исполняющим обязанности настоятеля (он же настоятель в храме с. Борки и храме с. Нармушадь). Кроме того, с 2001 года группа верующих каждое воскресенье собиралась в храм на службу без священника для службы часов и изобразительных (обедница), невзирая на погоду и холод. В настоящее время настоятелем храма является иерей Сергий (Хавронин), идет оформление документов на передачу здания храма в собственность прихода.

В приходе Покровского храма два села: Свинчус и Копаново (в 4 км от Свинчуса). Когда-то в них проживало в каждом около 2 тысяч человек, а сейчас взрослого населения около 300 человек. Абсолютное большинство – верующие, но более половины невоцерковленные.

Святыни нашего края, достопримечательности, природа

Окрестности села Свинчус очень живописны: заливные луга на многие километры с богатой растительностью; река Ока, речки Увяз, Мышца, Средник; старицы, многочисленные пойменные озера и озерца; знаменитая на Рязанщине протока Ниверха, богатая рыбой; сосновые и смешанные леса, остатки реликтовых дубовых рощ, пойменные дубравы и липняки. В 6 км от села находится жемчужина нашего края – легендарное Святое озеро, в 8 км – в с. Салаур — источник явленной иконы святой мученицы Параскевы Пятницы, обустроенный нашими прихожанами и славящийся далеко за пределами области. На некрополе салаурского храма можно увидеть редчайшие каменные надгробные камни с надписями славянской вязью начала и середины 17 века. Там похоронены представители рода Огаревых. Их родоначальник Мурза-Кутлу-Мамет по прозвищу Огар, выехал из Золотой Орды к Великому князю Александру Невскому, был крещен и наречен Пантелиимоном. Там же, в Салауре, сохранился прекрасный липовый парк, принадлежавший дворянскому роду Олениных. В Салауре сохранился памятник на могиле Якова Илларионовича Оленина (1744 г.). Его внук Алексей Николаевич был Президентом Академии художеств и директором Императорской Публичной библиотеки, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» описан именно он. В дочь Алексея Николаевича был влюблен Пушкин, посвятил ей цикл стихотворений и безуспешно сватался к ней. Вот такие повороты судьбы в глубинке рязанской. В 6 км от Свинчуса находится природное сокровище – Барский родник с хрустально чистой, очень вкусной водой, текущей целой речкой, с шумом. Весной над Свинчусом можно увидеть множество перелетных птиц, гусей, уток, журавлей. Журавли много лет живут в окрестностях села на болотах. В километре от села можно увидеть бобровые плотины. Если повезет, можно встретить бабочек из Красной Книги Рязанской области: махаона, аполлона, подалирия. В село приходит и лиса —  проверить, хорошо ли куры закрыты. В 15 км от Свинчуса еще один святой источник – пророка Божия Илии у села Ерахтур. Там также оборудована ерахтурскими старушками-подвижницами купальня, и территория благоустраивается. Примерно в 12-15 км, у села Инякино, есть еще один св. источник, и тоже Параскевы Пятницы. В этом же селе в храме есть придел Параскевы Пятницы.

В окрестностях села (в диких овражистых дебрях по речке Мышце) скрывался известный разбойник 18 века Кузьма Рощин, грабивший со своими товарищами барки по реке Оке. О нем можно прочитать в известной книге Пыляева «Старая Москва». В Свинчусе у него была подруга. Главный притон разбойников был на острове Добрыня, ниже по течению Оки, километрах в 20. Это легендарное место. Когда-то былинный Добрыня Никитич с Добрыни перебрасывался топориком за много верст с другим богатырем. Кстати говоря, и могила Добрыни была в 1920 годах раскопана крестьянами недалеко от Шилова, нашего райцентра, в кургане. Нашли там воинские доспехи. Их судьба неизвестна. Примерно в 15 км от Свинчуса, вниз по течению Оки, находится замечательный остров «Медвежья голова» или просто «Медвежка». Там десятилетиями отдыхали знаменитые тогда басы Большого театра братья Пироговы – гордость Рязани. А в селе Копанове до сих пор живет на даче их сын и племянник Ярослав Алексеевич Пирогов.

Богатая природа окрестностей Свинчуса способствовала, наверное тому, что на этой земле родился художник, этнограф, педагог Ефим Фаддеевич Грушин (1861-1932). Выходец из крепостного сословия, он сумел закончить Академию Художеств в С.-Петербурге и получить звание классного художника. Его работы украшали и царские дворцы, и бедные сельские храмы. Любовь его к родному краю, русской старине была необыкновенной. Он оставил после себя множество работ, зарисовок пером, этнографических записей, рисунков. Это местные крестьяне в национальной одежде, избы, амбары, плачи и песни с нотами. В касимовском краеведческом музее есть часть его коллекции женской одежды: головной убор, украшения, дневники. Часть работ художника находится в русском отделе Эрмитажа (!). Этнографически его работы выполнены безукоризненно. Похоронен он на свинчусском кладбище.

В Свинчусе родился и художник советской поры Василий Акимович Арлашин (1923-1998). Его картины есть в собраниях Нью-Йорка, городов Западной Европы и, конечно, России.

Вот такое наше село, да разве словами все расскажешь? Это надо видеть.